|
||
Первая > Статьи > Монографии > В. Ю. Мясников - Военное дело кочевников Байкальского региона и прилегающих территорий в период средневековья ВведениеВоенная история средневековых кочевников Центра Азии насыщена большим количеством трагических и героических событий, неоднократно описанных в работах отечественных и зарубежных ученых, однако, в курсе преподавания Истории Отечества и Истории Бурятии военному делу обычно уделяется незначительное внимание, поэтому наши представления о вооружении, тактике и стратегии кочевников являются отрывочными, а зачастую неверными. За последние десятилетия благодаря кропотливой работе археологов, историков, искусствоведов и этнографов наши знания в данной области значительно расширились. В ряде статей и монографий были систематизированы материалы по вооружению, формам военной организации и особенностям военного искусства номадов в периоды древности, раннего и развитого средневековья. К сожалению, эти работы в большинстве своем известны только узким специалистам, широкий круг читателей с ними практически незнаком, к тому же научные издания, где публикуются результаты исследований, часто малодоступны. Понятием «средние века» принято обозначать период, отделяющий античность от возрождения. Его хронологические рамки обозначаются по-разному. В отечественной исторической науке долгое время началом средних веков считался V в. н.э. (476 г. - падение Западной Римской империи), а концом - середина XVII в. н.э. (1649 г. Английская буржуазная революция). Западноевропейские историки началом средневековья также считают V в. н.э., однако концом эпохи считаоют не XVII в., а XV в., по их мнению, конец эпохе средневековья положили Великие географические открытия. Эта точка зрения находит себе сторонников и в современной российской медиевистике*. Данная трактовка понятия «средние века» безоговорочно принимается по отношению к европейской истории большинством историков, но история Востока имеет свою, отличную от европейской периодизацию. Ни античности, ни Возрождения с присущими им чертами политической, социальной и экономической жизни на Востоке не было. Европейскому средневековью там соответствовал сходный период между древностью и колониализмом. Поэтому попытка выделить комплекс критериев для создания общей периодизации истории Востока затруднительна, остается принять некую условную хронологическую грань. Этой гранью, ориентированной на реалии европейской истории, становятся первые века нашей эры. Рядом отечественных ориенталистов за нижние рубежи условно принимаются VI-VII вв. н. э., так как в это время происходит крушение древних социально-экономических и политических структур и возникновение переходных форм, приводящие в своем развитии к складыванию средневекового общества1. Концом эпохи можно определить середину XIX в., когда экономическая и социально-политическая ситуация решительно меняется, промышленная революция и машинная индустрия совершают подлинный переворот в мировом хозяйстве. В результате этого происходит постепенное изменение всей внутренней структуры восточного общества, вынужденного приспосабливаться к реалиям колониального капиталистического мирового рынка2. Кочевников нельзя прямо сопоставить ни с восточными деспотиями, ни с античными полисами, ни с феодальными королевствами Европы. С позиций получившего развитие в конце XX в мир-системного подхода, мир делится на «центр» и «переферию», из которой выкачиваются ресурсы, кочевники являются «спутниками» земледельческих цивилизаций (мир-империй). Выполняя важные посреднические функции между региональными «мир-империями» номады выступали, как важный стабилизирующий элемент в мировом разделении труда3. По мнению некоторых ученых в степной Евразии сложилась скотоводческая цивилизация. В своем развитии она прошла два периода: 1. эпоха скифо-сибирского мира (VII-III вв. до н.э.); Изменения происходят на рубеже нашей эры, в степях, горных долинах складываются основы новой эпохи, меняется облик культур, происходят цивилизационные изменения. Определяющей силой исторического развития явились хунну на востоке, усуни на юге, сарматы на западе. Начинается второй этап степной скотоводческой цивилизации – эпоха номадизма в степной зоне. Этот период развития цивилизации отмечен увеличением роли экстенсивного скотоводства как экономической основы, сложением новых направлений в экономике, изменением этнического состава. Возникают новые элементы материальной и духовной культуры, новые сюжеты в искусстве, иные художественные традиции. Эпоха средневековья начинается после падения первых государственных образований скифо-сибирского мира – формируется новый хозяйственный, бытовой комплекс, новая культура и идеология, военное дело. Номады были политически господствующей силой на рубеже тысячелетий и в первой половине I тыс. н.э. Наиболее характерные черты нового периода цивилизации: экстенсивность скотоводческого хозяйства, особенно кочевого; полная зависимость кочевников от природных условий; возникновение лидирующих центров и концентрация в руках знати прибавочного продукта; наличие у знати престижных символически значимых предметов4. Заканчивается эта эпоха с момента распространения машинной технологии, огнестрельного оружия и новых источников энергии. С этого момента кочевники как культурно-хозяйственный тип сходят с исторической арены, и сами становятся предметом экспансии со стороны оседлых держав. Происходит это в XVII – XVIII вв5. Что касается территории Байкальского региона, то средние века здесь датируются II-XVII вв., при этом, учитывая недостаточную изученность истории края до XVII в., предлагается рассматривать эпохи древности и средневековья в рамках понятия «Бурятия в древности»6. В предлагаемой работе мы будем придерживаться хронологии принятой в современной ориенталистике (востоковедении): раннее средневековье II-X вв.; развитое средневековье XI-XIV вв.; позднее средневековье XV-XVIII вв. «Байкальский регион» - бассейн оз. Байкал. Он включает территорию традиционно называемую Прибайкальем и Забайкальем, куда географически входят Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, входящие в них Агинский и Усть-Ордынский Автономные округа, северные районы Монголии и некоторые другие регионы. Географически территория края делится на три части: степь, лесостепь и тайгу, причем степи врезаются глубоко на север, а лесные массивы на юг. В соответствии с этой зональностью на данной территории проживало население, относящееся к двум культурно-хозяиственным типам – охотникам-собирателям и кочевникам-скотоводам. Различные занятия накладывали отпечаток на развитие военного дела, которое у кочевников и таежных охотников имело свои особенности и развивалось в разных направлениях. В кочевом обществе война играла большую роль. Для аристократии она была едва ли не главным, помимо скотоводства источником дохода, путем военных набегов знать получала предметы роскоши – украшения из драгметаллов, дорогие ткани и вооружение, породистых коней. Письменные источники неоднократно подчеркивают, что основным занятием кочевников является война, и что они являются лучшими воинами. Еще Геродот, описывая скифов, отмечал, что они и подобные им варварские народы «меньше всех ценят тех граждан и их потомков, которые занимаются ремеслом, напротив, считают благородными тех, которым совершенно чужд ручной труд и которые ведают только военное дело». Подобным образом говорили о хунну в китайских источниках. «Сюнну открыто считают войну своим занятием». «У сюнну быстрые и смелые воины, которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии». Европейские гунны в свою очередь говорили о себе, - «Мы живем оружием, луком и мечем». Один из арабских средневековых историков ал-Джахиз указывал, что никто «не внушает (такой) страх арабским войскам как тюрки». Он объяснял это тем, что у последних нет «иных помыслов кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражения витязей, поисков добычи и завоевания стран... Они овладели этим делом в совершенстве и достигли в нем предела. Это стало их ремеслом». Наиболее резко милитаризованность степного мира была сформулирована в вопросе Чингисхана, на который он сам дал ответ: «Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победив врага, завладеть его имуществом». Подобного рода сведения имеются у нас и о номадах более позднего времени. Так у киргизов вплоть до включения в состав России основным фоном, на котором разворачивались важнейшие события политической и общественной жизни, были войны, набеги и столкновения. Русские отписки XVII-XVIII вв. пестрят сообщениями о постоянных нападениях на ясачных людей и приходе под остроги «мунгальских» и ойратских «воинских людей». В сочинении Вандана Юмсунова «История происхождения одиннадцати хоринских родов» говорится, что до принятия буддизма буряты «Грабили и отнимали у других, близ живущих людей разный скот и имущество и, проявляя радение по мере сил, к лукам, стрелам, колчанам, панцирям, шлемам и прочему, подготовляли войска и оружие». Для кочевой знати война являлась основным занятием, поэтому ее представители старались вооружаться и экипироваться по последнему слову техники того времени. Долгое время считалось, что кочевники одерживали победы только благодаря большой численности и внезапности нападения, что своего оружия кроме луков и стрел у них всегда было мало, однако исследования последних лет в области оружиеведения** кочевников Центральной Азии и Южной Сибири показывают, что номады сами могли производить достаточное количество доспехов и оружия, и доминировали в военном отношении над оседлым населением вплоть до начала Нового времени, когда в связи с широким распространением огнестрельного оружия (на тот момент еще весьма несовершенного) в военном деле происходит настоящая революция, повлекшая за собой изменения во всех сферах военной деятельности, включая производство военной техники, формы военной организации, приемы боя и способы ведения войны. Номады из-за специфики кочевого производства не смогли приспособиться к новым условиям и освоить новые формы производственной деятельности с разделением и кооперацией труда, постепенно отстали в военно-технической области, а со временем утратили не только превосходство в военном отношении, но и сами стали объектом экспансии со стороны оседлых империй. Хотя вооружение, структура военной организации, тактика и стратегия таежных охотников изучены на сегодняшний день недостаточно, мы можем с уверенностью говорить о том, что они представляли определенную военную силу. В XVII в. эвенков не всегда побеждали даже отряды русских служилых людей вооруженные огнестрельным оружием. В письменных источниках говорится, что эвенки это отважные люди которые «не боятся нападать на самых свирепых лесных обитателей, не исключая самых больших медведей». Причем имеются сведения о жестоких военных столкновениях не только с русскими, но и с монголами, о набегах предпринимаемых тунгусами против остяков. Русские служилые люди сообщали, что за стенами острога «страшно», и что они терпят от тунгусов «великое позорство». Однако главным врагом отважных лесных охотников оказывались не соседние народы, а они сами. Отдельные рода постоянно враждовали между собой, становясь, таким образом, относительно легкой добычей для соседей. Военное дело кочевников эпохи средневековья является одной из интереснейших проблем в истории Центральной Азии, тем не менее, долгое время ученые не проявляли интереса к данной проблематике. В работах общего характера по истории и работах по истории военного искусства внимание уделялось военному делу хуннов и монголов. Первые специализированные работы появились только в конце 70-х - начале 80-х гг. X X в. Но это не означает, что в предшествующий период не было ничего сделано для изучения данного вопроса. В период с XVI II в. – до конца 70-х гг. XX в. происходил процесс накопления исторических источников. Огромная работа была проделана по переводу на русский язык западных и восточных летописей, хроник, записок путешественников. В.П. Васильев, Н.Я. Бичурин, Г.М. Розов, П. Кафаров переводили китайские источники. В XX в. серьезную работу по переводу китайских истоических сочинений проводил Н.Ц. Мункоев. Н.И. Березиным были изданы летописи Рашид ад-Дина, К. Патканов перевел на русский язык армянские источники о монголах. В разных переводах издавались записки Плано Карпини и Вильгельма Рубрука, книга Марко Поло. А.Н. Козиным и Н.А. Шастиной переводились монгольские источники. Документы по истории русско-монгольских отношений в XVII-XVIII вв. издавались Л.М. Гатаулиной, И.И. Гольман, Г.И. Слесарчук. Г.Н. Румянцевым и С.Б. Окунем были собраны и опубликованы документы по истории Бурятии XVII в. Благодаря многолетней работе отечественных археологов, таких как Ю.Д. Талько-Грынцевич, Б.Э. Петри, Т.Ф. Дебец, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников, П.П Хороших, С.В. Киселев, Н.Я. Мерперт, А.Ф. Медведев, Е.А. Хамзина, П.Р. Кызласов, Е.В. Ковычев, В.Ф. Немеров, П.Б. Коновалов, И.И. Кириллов, С.В. Данилов, Н.В. Именохоев, Ю.С. Худяков и мн. др. мы получили огромное количество археологических находок. В 30-60-е гг. XX в. в трудах по истории и археологии появляются и становятся традиционными разделы по военному делу кочевников центральноазиатского региона. А накопленный к 70-м гг. XX в. материал позволил начать изучение вооружения и военного искусства кочевников, опираясь на комплекс источников (находки предметов вооружения, изображения воинов, письменные источники и др.). Ведущим специалистом в области оружиеведения кочевников Центральной Азии и Южной Сибири по праву считается Ю.С. Худяков. В его статьях и монографиях рассмотрено вооружение кочевников от эпохи древности, до позднего средневековья. Им было изучено вооружение хунну, древних тюрок, монголов, енисейских кыргызов, и мн. др. М.В. Горелик реконструировал внешний облик воинов, начиная от хунну и заканчивая ойратами. Им же написан ряд статей по вооружению и военному искусству киданей и средневековых монголов. Интересные статьи по вооружению древних тюрок написаны В.В. Горбуновым. Военное дело киданей с опорой на письменные источники рассмотрели В.Е. Ларичев и Л.В. Тюрюмина. Ряд статей по военному делу позднесредневековых кочевников Центральной Азии имеется у Л.В. Боброва, часть из них в электронном варианте опубликована в Интернете. В настоящий момент имеется масса публикаций посвященных вооружению, тактике и стратегии кочевников, и перечислять все работы не имеет смысла, поскольку они приведены в списке литературы в конце книги. Предваряя разговор о военном деле, на наш взгляд, необходимо сказать несколько слов о классификации оружия и познакомить читателей с некоторыми основными, устоявшимися в оружиеведческой литературе терминами. По сложившейся в науке классификации, все оружие принято делить на наступательное и оборонительное. К наступательному относятся луки со стрелами, дротики, копья, мечи, топоры, палицы, кинжалы, ножи и др., к защитному вооружению относятся шлемы, панцири, наручи, поножи, щиты и др. В совокупности оружие и доспехи обозначаются термином комплекс вооружения. Наступательное оружие принято подразделять на дистанционное оружие и оружие ближнего боя (иногда отдельно выделяется оружие рукопашного боя, к нему относят различные виды клинкового и ударного древкового оружия). Дистанционное оружие можно разделить на механическое (луки, арбалеты и др.) и огнестрельное, которое в свою очередь подразделяется на гладкоствольное, нарезное и тд. Оружие ближнего и рукопашного боя делится на клинковое и древковое. Клинковое распределяется на оружие с длинным клинком (мечи, сабли и т.д.) и коротким клинком (кинжалы, боевые ножи, тесаки), древковое – на колющее (копья, боевые вилы, рунки), рубящее, ударное (чеканы, клевцы, палицы, кистени, боевые молоты), колюще-рубящее (алебарды, совни, глефы, протазаны), рубяще-ударное (топоры). Меч – это колюще-рубящее оружие с прямым двулезвийным (заточенным с двух сторон) клинком (рис. 1–1). Палаш – это колюще-рубящее оружие с прямым однолезвийным клинком (рис. 1–2). Сабля – рубяще-колющее оружие с прямым или изогнутым клинком, она может иметь рукоять, наклоненную в сторону лезвия, благодаря чему обладает рубящее-режущим действием (рис. 1–3). Острый режущий край у клинкового оружия называется лезвием, стороной клинка (рис. 1–е). Колющее окончание клинка называется острием (рис. 1–d). Тело клинка без острия и сторон называется полосой (рис. 1- c). Сторона клинка, возвышающаяся по центру полосы – ребром (рис. 1-f), желобок, проходящий по центру клинка до острия – долом, поверхность полосы ограниченная сторонами называется гранью (рис. 1- g). У палашей и сабель имеется не заточеная сторона - спинка, которую иногда зовут обухом (рис. 1- l). Встречаются клинки сабель и палашей, у которых заточена первая от острия треть клинка на обухе, она носит название елмань. Раскованный в виде стержня противоположный острию конец клинка называется череном (рис. 1- h), он служит основой рукояти. Поверх черена закрепляется деревянная или костяная оправа – обкладка (рис. 1- i). Рукоять отделяется от клинка перекрестьем/крестовиной (рис. 1-k) или гардой (в отличие от перекрестья она имеет круглую или овальную форму, иногда ее называют чашкой). На конце рукояти находится ограничитель, не дающий рукояти выскользнуть из ладони при сильном ударе – навершие, которое также называют яблоком (рис. 1-n). Для хранения и ношения клинкового оружия в большинстве случаев использовались ножны(рис. 1–4). Рабочая часть ножен служащая для приема клинка, называется обкладкой (рис. 1- o), она чаще всего изготовлялась из дерева и обтягивалась кожей. Деревянная часть ножен скреплялась обоймами (рис. 1- p) и навершием (рис. 1-q), которое скрепляло нижний конец ножен. Деталь для продевания ремня портупеи называется петлей обоймы ножен (рис. 1- r). Копье – колющее древковое оружие, состоящее из древка или ратовища и наконечника (рис. 3-1). Копья могут быть втульчатыми и черешковыми, метательными и ударными. Часть наконечника, которой наносится удар, называется пером (рис. 3-с). Режущий острый край пера, обращенный к цели, называется стороной (рис. 3-e). Колющее окончание пера называется острием (рис. 3-g), сторона пера, обращенная к втулке - плечиком (рис. 3-f). Сторону пера, возвышающуюся по его центру, называют ребром (рис. 3-h). Поверхность пера ограниченная сторонами называется гранью (рис. 3-i). Насадом называется часть наконечника, с помощью которой он крепится к древку (рис. 3-d). Верхняя сужающаяся часть насада, служащая основанием пера называется шейкой (рис. 3- j). Нижняя расширяющаяся часть насада, в полости которой закрепляется древко, называется втулкой (рис. 3-k). Топор – рубящее древковое оружие, которое состоит из железки/топора насаженного на деревянное топорище (рис. 3-2). Ударная рубящая часть топора называется лезвием (рис. 3- n), противоположная ей сторона называется обухом (рис. 3- o), отверстие, куда вставляется топорище, называется проухом (рис. 3-p). Луки подразделяются на простые, изготовленные из одного куска дерева, сложные, кибить которых склеена из двух планок, сложносоставные усиленные, склеенные из двух кусков дерева и усиленные на концах и в середине костяными накладками и сложносоставные рефлексивные, кибить которых изогнута в обратном направлении. Деревянная, усиленная рогом, костью и сухожилиями основа лука называется кибитью (рис. 2-а). Середина кибити - рукоятью, а гибкая часть - рогами или плечами (рис. 2-e). Тетива крепилась на концах (рис. 2-f) лука. Сторона кибити направленная при стрельбе к цели называется спинкой (рис. 2-с), а сторона, обращенная к стрелку внутренней (рис. 2-d). Сложносоставной рефлексивный лук имел костяные и роговые накладки: срединная боковая (рис. 2- g) накладка придавала жесткость середине кибити, а концевая (рис. 2-i) – концу кибити; срединная фронтальная (рис. 2- h)служила для усиления упругости середины кибити, а плечевая фронтальная (рис. 2-j) для усиления упругости плеча лука. Рукоять и концы, которым с помощью накладок придавалась жесткость, были негнущимися частями лука, а плечи гибкими. Стрела состоит из наконечника, древка и оперения. Проникающая ударная часть наконечника называется пером (рис. 2-m). К древку наконечник крепится при помощи насада. Острый режущий край пера называется стороной (рис. 2- n), колющее окончание – острием (Рис. 2-о).Сторона пера, обращенная к девку зовется плечиком (рис. 2-р), поверхность пера ограниченная сторонами – гранью (рис. 2-q). У некоторых наконечников имеется грань, возвышающаяся от основания пера – лопасть (рис. 2- r). Ярусом называется уступ, образуемый стороной лопасти, шипом– выступ образуемый плечиком лопасти. Выступ ограничивающий, перо наконечника стрелы при соединении с торцом верхнего конца древка называется упором (рис. 2- s), а стержень насада, забиваемый в торец древка – черешком. На некоторых стрелах имелись небольшие костяные шарики – свистунки (рис. 2-t), они надевались на торец древка и служили муфтами, предохраняющими его от раскалывания, кроме того, свистунки с отверстиями издавали в полете громкий неприятный похожий на свист звук. Стрелы носили и хранили в специальных футлярах – колчанах. Полость колчана, куда помещали стрелы, называют приемником (рис. 2-u). Костяные детали для укрепления берестяных стенок приемника и горловины колчана называются – накладками (рис. 2- v,x). Берестяная стенка над тыльной стороной горловины колчана – называется карманом (рис. 2- w). Деталь для продевания ремня портупеи, называется петлей (рис. 2-x). Удерживает колчан в наклонном положении – крюк (рис. 2-z). В научной литературе принято выделять пластинчатые, кольчатые, комбинированные кольчато-пластинчатые и доспехи из мягких материалов. К пластинчатым доспехам относятся панцири, изготовленные из разного рода металлических пластин, пластинчатый доспех в свою очередь подразделяется на пластинчато-нашивной также называемый чешуйчатым, пластинчато-наборный двух видов - ламеллярный, где пластинки соединяются между собой при помощи ремешков или тесемок и ламинарный, где полотно доспеха состоит из горизонтальных полос и бригантину или панцирь с внутренним креплением пластин. К пластинчатым доспехам относятся и латный доспех, в некоторых работах он называется гомогенным, под этим подразумевается выполнение отдельных частей доспеха из одного куска металла, соответственно доспехи, полотно которых набрано из множества пластинок, можно назвать гетерогенными. К кольчатым доспехам относится кольчуга и такие ее разновидности как панцирь и байдана. Панцирь (пансырь) отличается от кольчуги в первую очередь способом соединения колец, если в кольчуге кольцо соединяется заклепкой, которая образует головку с двух сторон, то панцирные кольца крепятся на шип, который при расклепывании образует головку только с одной стороны кольца, в то время как внутренняя сторона его остается гладкой. Байдана от кольчуги и панциря отличается формой и размером колец, они крупные раскованные в виде шайб, так, например диаметр колец байданы принадлежавшей Борису Годунову равен 24 мм., ширина плоскости кольца – 4,5 мм., толщина кольца – 2,5 мм., для сравнения на кольчугах кольца чаще всего были изготовлены из круглой в сечении проволоки 1,5 – 2 мм. диаметром, диаметр кольца не превышал 14 мм., а на панцирях кольца были и того меньше. Комбинированный кольчато-пластинчатый доспех состоит из колец и металлических пластин, к этому типу относятся: колонтари, юшманы и бахтерцы. Колонтарь представлял собой доспех без рукавов, состоящий из двух половин, передней и задней, которые застегивались при помощи железных пряжек на плечах и боках воина. Каждую половину составляли ряды крупных металлических расположенных вертикально пластин, скрепленных кольчужным плетением. К низу доспеха приплетался кольчужный подол. На спине пластины обычно делались тоньше и меньше чем на груди. Юшман изготовлялся в виде куртки с разрезом на груди, рукавами до локтя, иногда к нему приплетался воротник. Спереди вплетались большие прямоугольные пластины, немного перекрывающие друг на друга, спину закрывали более мелкие пластины, наложенные длинными сторонами и идущие вертикальными рядами. Бахтерцом называется доспех из продолговатых прямоугольных металлических пластинок соединенных по бокам кольцами, такие пластинки образовывали вертикальные ряды, которые, в свою очередь, также соединялись кольцами. Доспехи из мягких материалов – это разного рода стеганки и доспехи различного покроя из мягкой кожи или войлока. Русские носили мягкие доспехи в виде простеганной на вате куртки, с рукавами или без, в XVI-XVII вв. довольно широкое распространение получили тегиляи – толстые простеганные пересекающимися диагональными линиями кафтаны, с короткими широкими рукавами и высоким стоячим воротником, европейцы носили набивные гамбизоны – куртки из простеганной вертикальными рядами плотной материи набитые паклей, ватой и т.п., монголы использовали толстые стеганые халаты, а так же доспехи, скроенные из кусков толстого войлока или мягкой кожи которые получили название «хатангу дэгэль», стеганые доспехи похожие на тегиляй носили также воины некоторых народов Африки. Составные части кольчуг, панцирей и других видов доспехов имеют специальные названия. Кольчуга это в большинстве случаев рубашка из колец, поэтому составные ее части носят те же названия – рукава, подол, ворот, горловина, подполок, ластовицы (вставки под мышками). Пластинчатые доспехи состоят из кирасы (рис. 4- i), наплечников (рис. 4-f) и подола или набедренников (рис. 4- h). В некоторых случаях они дополняются передниками (рис. 4-j) для защиты паха, на поздних доспехах, распространенных на востоке центральноазиатского региона имеются подмышечники (рис. 4- g), они закрывали боковые разрезы на жилете-кирасе. Важной частью защитного вооружения является шлем. Шлемы различаются по материалу изготовления (из органических материалов и металла), способу изготовления (наборные, литые, клепаные, цельнокованые), форме (конические, сферические, сфероконические, горшковидные и т.д.), степени защиты (открытые, с зашитой шеи, с защитой шеи и лица, закрытые). Большинство восточных шлемов состоят из тульи (рис. 4-с), которая прикрывает верхнюю часть головы и бармицы (рис. 4-e), закрывающей шею, а иногда плечи, верх груди и спины. Венчает тулью, как правило, полусферическое навершие (рис. 4- b), которое часто имеет втулку – трубочку для крепления плюмажа (рис. 4- a). По нижнему краю тульи шлема идет обод (рис. 4- d). В отдельную категорию выделяются дополнительные средства защиты: наручи створчатые (из двух половин соединенных шарнирами и ремнями с пряжками) или шинные (на основу нашиваются или наклепываются длинные и узкие вертикальные полосы), которые закрывают руки от запястья до локтя; поножи-наголенники и набедренники; зерцала – круглые, реже квадратные пластины, усиливающие доспех, они крепились на гуди, и на спине; ожерелья - защитное приспособление, закрывающее плечи, верх груди и спины. Данная работа является по большей части компиляцией со статей и монографий, опубликованных в российской печати, поэтому мы сочли необходимым указать, материалы каких авторов были использованы при написании книги. Во введении использованы материалы - Л.С. Васильева, Н.Н. Крадина, А.И. Мартынова, А.Д. Цыбиктарова, Ю.С. Худякова, История Востока. Т. 2.: Восток в средние века. При написании второй главы использовались материалы из работ – Ю.С. Худякова, П.Б. Коновалова, Н.Н. Крадина, К.И. Рец, А.М. Хазанова, М.В. Горелика, В.И. Соенова. Глава вторая составлена с использованием материалов – Ю.С. Худякова, В.В. Горбунова, Л.Н. Гумилева, Г.В. Кубарева, М.В. Горелика, Э.А. Новгородовой, А.С. Юнусова, Б.Б. Дашибалова, И.И. Кириллова, Е.В. Ковычева, О.И. Кириллова, В.В. Тараторина, История Востока. Т. 2.: Восток в средние века. Глава третья – Ю.С. Худякова, М.В. Горелика, В.В. Горбунова, С.Ю. Исупова, История Востока. Т. 2.: Восток в средние века. Глава четвертая - Б.П. Гуревича, Ш.Б. Чимитдоржиева, Ю.С. Худякова, Л.В. Боброва, В.А. Михайлова, С.Г. Жамбаловой, Г.М. Василевич, А.П. Окладникова, Ф.А. Кудрявцева. В заключении хотелось бы выразить благодарность: научному редактору М.А. Харитонову за правку текста и возможность использовать литературу из личной библиотеки; рецензентам А.Д. Цыбиктарову и Ю.Б. Санданову за их нужные и ценные замечания, которые в максимальной степени учитывались при издании настоящего труда. А так же М.Ю. Пономареву и А.В. Борткову за помощь в обработке иллюстраций.
← К списку статей |
||
|
Обвал цен! Разработка индивидуальной программы; бракосочетание в праге ; увлекательные экскурсии. |