Первая > Статьи > Монографии > М. А. Харитонов - Социокультурные аспекты зооморфной символики народов Центральной Азии

Заключение

К списку статей

Нами была предпринята попытка исследования социокультурных аспектов зооморфной символики народов Центральной Азии, на примере образа волка. Для решения поставленных целей и задач была привлечена широкая источниковая база. Привлечение археологического материала позволило нам проследить развитие образа волка на раннем этапе (с эпохи неолита), хотя есть все основания утверждать, что зарождение символики этого образа происходило у древнего человека в более ранние периоды, начиная с эпохи палеолита, о чём можно судить, привлекая материалы из других регионов. Наше исследование, несмотря на его широту, не может проследить первоначальную основу в эволюции образа волка. В то же время, археологические материалы позволяют нам охватить один из наиболее важных периодов в эволюции этого образа, когда наметился его переход от природной, охотничьей семантики к более значимой - социокультурной. Это даёт нам возможность проследить эволюцию образа волка в качестве символа культуры.

Анализируя изображения волка, можно наметить два направления в формировании представлений, связанных с этим образом. С одной стороны, волк воспринимался как помощник, которому впоследствии были приписаны сакральные характеристики. Это было связано отчасти с процессом его доместикации, а также рядом природных характеристик, которые в ходе взаимодействия с человеком воспринимались как характеристики охотника. С другой стороны, волк выступал противником, конкурентом в охоте, что привело к формированию представлений о волке как хтоническом существе. Но на определённом этапе развития образа волка эти тенденции привели к возникновению представлений о волке-поглотителе, что нашло своё отражение как в наскальных рисунках, так и в более поздних космогонических мифах, в которых процесс кругообращения небесных светил представлялся в виде небесной охоты волка на оленя, а впоследствии этот образ был заменён небесным охотником или чудовищем. Следы этих представлений сохранились в мифах и названиях небесных светил. Это послужило мировоззренческой основой сакрализации образа волка в следующие эпохи, когда он представал в виде существа, имеющего небесное происхождение. Исходя из этого начинает формироваться социальная символика, первоначально связанная с охотничьим хозяйством.

Изображения животных в скифо-сибирском зверином стиле свидетельствуют о глубоком символизме в мышлении носителей этой культуры. Но прежде чем образ волка стал социальным символом, в искусстве существовал период табуизации его изображения. Насколько мы можем судить, именно в этот период имели место чисто тотемические представления о волке и ритуалы, связанные с этими представлениями. Скорее всего, в это время возникло большинство запретов и ограничений в охоте на волка, а убийство волка носило ритуальный или инициационный характер. Это нашло своё развитие в скифо-сибирском зверином стиле, в котором изображения связанного или убитого зверя (седельные подвески, изображения свернувшегося в кольцо хищника и т. п.) стали выступать символами охотничьей доблести, а возможно, определяли принадлежность к той или иной социальной группе. В скифскую эпоху животные образы древнего искусства явно обладали определёнными коммуникативными качествами, они несли в себе идеи, понятные всему обществу. Образ волка становится социальным символом, обозначающим принадлежность к охотничьей группе.

Дальнейшему рассмотрению эволюции образа волка способствует расширение источниковой базы исследования с привлечением эпических произведений и традиционных верований народов Центральной Азии.

Мы можем говорить, что на раннем этапе развития общества произошло разделение образа волка и образа волчицы. Последний в большей степени был связан с материнским культом и культом земли, что нашло своё отражение в родословных легендах и запрете на убийство волчицы. Данные мотивы можно проследить в наиболее древних эпических произведениях, где женщины выступали в роли воительницы и могли превращаться в волчиц. Эти представления были характерны для эпохи матриархата и утратили своё значение с повышением в обществе роли мужчины. Образ волка становится символом мужского начала, а символом женского - выступает лисица. Видимо, в эпоху, когда ещё не произошло этого разделения, сформировались представления об оборотничестве, которое имеет своей обрядовой основой ритуал наряжения в волчью шкуру. Представления, связанные с оборотничеством, характерны для ранних этапов развития общества, и в период средневековья сохраняют свою ритуальную основу. Эти мотивы, широко представленные в эпических произведениях тюрко-монгольских народов, сохранились и в шаманистской традиции, в которой были распространены обряды наряжения в шкуры животных, подражание им.

Повышение роли мужчины в обществе кочевников было связано с развитием охоты и военного дела. В этот период образ волка становится мужским символом, он связан с небом и небесными культами. В родословных преданиях он начинает играть ведущую роль, и можно утверждать, что генеалогические легенды, где в роли прародителя выступает волк-самец, а не волчица, являются более поздними.

В основе представлений о волке как о мужском начале лежала его связь с традицией мужских сообществ. Волчья символика мужских союзов была широко распространена у народов Евразии. И хотя сама традиция у народов Центральной Азии рассмотрена фрагментарно, мы можем говорить о наличии таковой как у тюркских, так и у монгольских народов. Волчья символика мужских объединений у народов Центральной Азии наиболее чётко прослеживается в эпических произведениях, где образ волка выступает постоянным эпитетом вождей, богатырей, воинских дружин. Более того, в них герои-богатыри способны принимать облик волка, подражают его повадкам и голосу. Волчьи эпитеты распространяются на оружие и коня героя, а иногда и сам волк выступает в качестве ездового животного. В большинстве эпических произведений нашла отражение эпоха мужских союзов. Для более глубокого понимания места образа волка в этой традиции нами была предпринята попытка рассмотрения мужских союзов в традиции монгольских народов. На наш взгляд, в условиях кочевого быта функции мужских союзов выполнял институт облавных охот. Изучая пережитки этого явления, мы можем утверждать, что в облавных охотах нашли своё отражение многие признаки мужских объединений. Облавные охоты были элементами мужской культуры, участие женщин в них не допускалось. Они несли в себе функции социализации подрастающего поколения, выполняли важное хозяйственное и культуротранслирующее значение. Вместе с тем, социальная структура облавных охот была чётко определена, в её основе лежали инициационные испытания, пережитки которых сохранились в наказаниях, половозрастных обрядах, а также в шаманской практике. Для нашего исследования большой интерес представляло изучение обрядовой стороны облавных охот. В пережитках этих институтов, дошедших до нашего времени, сохранились как инициационные обряды, так и обряды, имеющие в своей основе наряжения в шкуру животного, в том числе и волка. Многими исследователями эта практика связывалась только с шаманистской традицией. Но проведенный сравнительно-типологический анализ даёт нам право утверждать что, как и в индоевропейской традиции, в мужских союзах имел, место обряд наряжения в волчью шкуру. Кроме того, анализ эпических произведений подтверждает наше предположение о волчьем характере мужских союзов у народов Центральной Азии. В то же время необходимо отметить функциональную близость социальных ролей воина и шамана. Члены мужских сообществ имели духов-покровителей, которыми были души погибших воинов. В обрядовой практике воин, как и шаман, использовал многие магические приёмы, а также мог достигать определённого психического состояния, которое можно назвать воинским экстазом, близким к шаманскому. Это воспринималось как одержимость духами, духами войны - духами кровопролития, и достигалось в результате проведения определённых обрядов, главную роль в которых играл самый опытный воин, впоследствии его заменил шаман. Мы можем предположить, что культ шамана и воинские культы имели в своей основе общие мировоззренческие постулаты, что обеспечивало их взаимовлияние и взаимозаменяемость. Более того, подобное слияние объясняет существование образа воина «одержимого звериным духом», подражающего голосу и повадкам волка, а также практику наряжения в волчью шкуру.

Важное место образа волка в традиции мужских сообществ определяет его роль в родословных преданиях, эпической и историко-эпической традициях. С возникновением ранней государственности у кочевых народов этот символ переходит вначале в воинскую идеологию, а затем и в государственную символику. Он изображается на знамёнах многих кочевых государств и племенных объединений. В родословных преданиях волк неразрывно связан с солярным культом, и для генеалогических сказаний правящих династий намечается тенденция перехода от волчьего культа к солярному. Связь образа волка с небесными божествами определяет и его роль в родословных преданиях, где основная функция образа волка заключается не в «рождении» рода или племени, а в обеспечении сакральной связи с небом, жизненно необходимой обществу. Образ волка выполняет охранительные функции, он в большей степени покровитель, чем родоначальник. Этот образ тесно связан с небесными божествами, и мы можем также предполагать наличие у тюрко-монгольских народов «волчьих богов», которые выступали покровителями воинов и охотников, часто - в образе громовержца.

Замена в родословных преданиях волчьего происхождения небесным характеризует период упадка культа волка. Его функции начинают выполнять другие образы и символы, а в институтах мужских союзов намечается смена религиозной основы, воинские культы подменяются обрядовой практикой шаманизма, но их близость обеспечивает сохранение многих ритуальных основ. Следы почитания волка и его социальной значимости сохраняются в традиционных верованиях и эпической традиции. Мы можем говорить, что образ волка стал социокультурным символом, имеющим огромное значение для кочевых культур Центральной Азии. Несомненно образ волка был не единственным значимым зооморфным символом в культуре народов Центральной Азии. Но даже исследование одного образа даёт нам основание говорить о развитой зооморфной символике, которая не исчерпывается тотемическими представлениями, а является важной составляющей всего мировоззрения народов Центральной Азии на протяжении нескольких тысячелетий.

Примечания

Введение

1 Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. - 263 с.; Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. - Новосибирск: Наука, 1990. - 143 с.; Переводчикова Е. В. Язык звериных образов (очерки искусства евразийских степей скифской эпохи). - М.: Восточная литература, 1994. - 206 с.; Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). - СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. - 320 с.

2 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В 3-х ч. - СПб., 1851.

3 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. - СПб., 1883. - Вып. 4. - С. 826; Березин И. Н. Сборник летописей. История монголов. История Чингисхана до вошествия его на престол. Сочинения Рашид-Эддина. Русский перевод с предисловием и примечаниями И. Н. Березина // Труды Восточного отделения Русского Археологического общества. - 1868. - Т. XIII. - С. 149.

4 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. - СПб., 1883. - Вып. 4. - С. 826­.­

5 Ксенофонтов Г. В. Эволюция богов кочевого быта // Хрестес шаманизм и христианство. - Иркутск, 1929. - С.110 - 111.

6 Урманчеев Ф. По следам Белого волка // Советская тюркология. - 1978. - № 6. - С. 12 - 23; Он же. Золотая волчья голова на знамени (к вопросу о происхождении образа волка в древнетюркском эпосе) // Советская тюркология. - 1987. - № 3. - С. 68 - 73; Липец Р. С. "Лицо волка благословенно..." (Стадиальные изменения образа волка в тюрко-монгольском эпосе и генеалогических ска­заниях) // Советская этнография. - 1981. - № 1. - С. 120 - 133; Гордлевский В. А. Что такое "босый волк"? / Гордлевский В. А. Избранные произведения. - М.: Восточная литература, 1961. - Т. 2. - С. 482 - 504; Короглы Х. Г. Огузский героический эпос. - М.: Наука, 1976. - 240 с.; Николаева Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. - М.: Белый волк, 1999. - С. 97 - 130.

7 Потапов Л. П. Волк в старинных народных поверьях и приметах узбеков // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. - 1958. - Вып. 30. - С. 135 - 142; Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 124 - 128; Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - С. 302 - 306; Абаев В. И. Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нартов и римлян // Памяти академика Н. Я. Марра. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - С. 317 - 337.

8 Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - Т. 1. - 364 с.; Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - 256 с.; Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные: Историко-лингвистическое исследование. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. - 664 с.; Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - 116 с.; Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. - М.: Наука, 1991. - 300 с.; Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. - Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.; Он же. Бурятский шаманизм: история, структура и социаль­ные функции. - Новосибирск: Наука, 1987. - 287 с.; Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XlX - нач. XX в. - Новосибирск: Наука, 1975. - 200 с.; Он же. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования).- Новосибирск: Наука, 1984. - 233 с.; Туголоков В. А. Следопыты верхом на оленях. - М.: Наука, 1969. - 215 с.

9 Погребова М. Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и древний Восток: К истории становления скифской культуры. - М.: Наука, 1992. - 260 с.; Акишев А. К. Искусство и мифология Саков. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 176 с.; Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 387 с.; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. - М.; Л.: Изд-во АН СССР,1960. - 351 с.; Он же. Сибирская коллекция Петра I. - Свод археологических источников. - Вып. Д 3 - 9. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 52 с.; Переводчикова Е. В. Язык звериных образов (очерки искусства евразийских степей скифской эпохи). - М.: Восточная литература, 1994. - 206 с.

10 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии // Традиционные верования и быт народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1987.- С. 98 - 117.

11 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967. - С. 21 - 24; Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. - СПб.: Фари, 1994. - С. 13; Haussig H. W. Byzantinische Quellen uber Mittelasien in ihrer historischen Aussage // Prolegomena to the sources on the history of pre-islamic Central Asia. - Budapest. 1979; Beckwith Ch. J. The Tibetan empire in Central Asia. - Princeton, 1987.

12 Коновалов П. Б. К истокам этнической истории тюрков и монголов // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука,1993. - С.5 - 29; Он же. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 214 с.

13 Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. - М.: Наука, 1991. - 300 с.

14 Иванов В. В. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 34. - 1975. - № 5. - С. 400 - 411; Он же. Сходные черты в культе волка на Кавказе, в древней Малой Азии и на Балканах // Кавказ и Средиземноморье. - Тбилиси: Изд-во Тбилисского госуниверситета, 1980. - С. 57 - 64.

15 Иванчик А. И. Воины-псы: мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография. - 1988. - № 5. - С. 38 - 48.

16 Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. - СПб.: МАЭ РАН, 1996. - 312 с.

17 Снесарев Г. П. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней Азии. - М.: Наука, 1964. - 9 с.; Рахимов Р. Р. «Мужские дома» в традиционной культуре таджиков. - Л.: Наука, 1990. - 157 с.; Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. - СПб.: МАЭ РАН, 1996. - 312 с.

18 Höfler O. Kultische Gemeinbünde der Germanen. - B. 1. - Frankfurt a. M., 1934; Weiser L. Altgermanische Jünglingsweithen und Männerbünde. - Baden, 1927; Wikander S. Der Arische Männerbund. - Diss. Lund, 1938; Widengren G. Hochgottglaube im alten Iran. - Uppsala, 1938. - S. 311 - 351; Jeanmaire H. Couroi et Courete. Lille, 1939; Dumezil G. Horaces et Curiaces. - P., 1942; Henry P. L. Furor Heroicus // Zeitschrift fur keltsche Philologie. - B. 39. - 1982. - S. 240 - 242; Ridley R. A. Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic Tradition // Journal Indo-European Studies. 1976. - V. 4. - P. 321 - 331.

19 Гафуров Б. Г., Мирошников Л. И. Изучение цивилизаций Центральной Азии (Опыт международного сотрудничества по проекту ЮНЕСКО). - М.: Наука, 1976. - С. 33, 37, 70.

Глава 1

1 Столяр А. Д. “Натуральное творчество” неандертальцев как основа генезиса искусства // Первобытное искусство. - Новосибирск: Наука, 1971. - С. 154 - 155.

2 Иванов В. В. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 34. - 1975. - № 5. - С. 400.

3 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. - С. 31 -32.

4 Сокровенное сказание монголов / Пер. С. А. Козина. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. - С. 15.

5 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты у северных бурят / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. 1. - С. 47.

6 Окладников А. П. Неолитические памятники нижней Ангары (от Серово до Братска). - Новосибирск: Наука, 1976. - С. 10 - 12.

7 Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. - Л.: Наука, 1969. - Ч. 1. (табл. 23, 3; табл. 30, 2; табл. 32, 4); Белокобыльский Ю.Г., Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1986. - С. 97 (рис. 32).

8 Мартынов А. И. Лодки - в страну предков. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1966. (табл. 9, 19); Эпоха бронзы лесной полосы СССР. - М.: Наука, 1987. (рис. 9, 1).

9 Мартынов А. И. Лодки - в страну предков… - С. 22.

10 Там же. - С. 22.

11 Евсюкова В. В. Древнеиндийский миф о затмениях и его типологические соответствия в фольклоре тюрко-монгольских народов // Традиционные верования и быт народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 28 - 29.

12 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии // Традиционные верования и быт народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 98.

13 Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. (табл. 52, 117; табл. 2, 3; табл. 5, 140; табл. 19, 130; табл. 53, 125; табл. 1, 104).

14 Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Волк в искусстве и верованиях… - С. 99 - 100.

15 Марьяшев А. Н., Рогожинский А. Е. Вопросы периодизации и хронологии петроглифов Казахстана // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 58 - 59.

16 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С. 100-101.

17 Савинов Д. Г. Изображения собак на оленных камнях // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. - Кемерово: Изд-во Кемеровского госуниверситета, 1980. - С. 319.

18 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С.100.

19 Матющенко В. И. Могильник у деревни Ростовка // Археология Северной и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1975. - С. 131 - 132.

20 Килуновская М. Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов и оленных камней) // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 106.

21 Савинов Д. Г. Изображения собак… - С. 319 - 328.

22 Килуновская М. Е. Интерпретация образа оленя… - С. 106.

23 Там же. - С. 106.

24 Переводчикова Е. В. Язык звериных образов (очерки искусства евразийских степей скифской эпохи). - М.: Восточная литература, 1994. - С. 42.

25 Варламов О. Б. Бронзовый топор из Прибайкалья и некоторые вопросы сложения изобразительных канонов раннескифского искусства // Байкальская Сибирь в древности. - Иркутск: Иркутский госуниверситет, 1995. - С. 147 - 148.

26 Артомонов М. И. Происхождение скифского искусства // Советская археология. - 1968. - № 4. - С. 34.

27 Артомонов М. И. Сокровища саков. - М.: Искусство, 1973. - С. 223 - 226; Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С. 103.

28 Ильинская В. А. Образ кошачьего хищника в раннескифском искусстве // Советская археология. - 1971. - № 2. - С. 84.

29 Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура савроматов. - М.: Наука, 1964. - С. 224.

30 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С.103.

31 Корепанов К. И. О локальных различиях в искусстве «звериного» стиля Среднего Поволжья и Прикамья VII - III в. до н. э. // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 69.

32 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С. 102-105.

33 Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - С. 309.

34 Руденко С. И. Сибирская коллекция Петра I. - Свод археологических источников. - Вып. Д 3 - 9. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 20.

35 Кузьмина Е. Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве «звериного» стиля евразийских степей скифской эпохи // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 4.

36 Руденко С. И. Сибирская коллекция… - С. 13 - 14 (рис. 1; табл. 9, 1, 2; табл. 24, 3).

37 Там же. - С. 13 - 14.

38 Там же. - С. 16.

39 Там же. - С. 32 - 33.

40 Исследование памятника Мойнак - 2 на плоскогорье Укок / Молодин В. И., Каен-Делайе А., Массар К., Мыльников В. П. и др. // ALTAIKA. - 1993. - № 2. - С. 23.

41 Полосьмак Н. В. «Стерегущие золото грифы». - Новосибирск: Наука, 1994. - С.35.

42 Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. - М.; Л.: Изд-во АН СССР,1960. - С. 78.

43 Руденко С. И. Сибирская коллекция…- С. 24.

44 Полосьмак Н. В. «Стерегущие золото грифы»… - С. 47 - 48.

45 Алтай-Бучай // Героический эпос народов СССР. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 1. - С. 429 - 430.

46 Добжанский В. Н. Наборные пояса кочевников Азии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1990. - С. 68.

47 Кореняко В. А. Искусство древних кочевников - пролог и эпилог // Гумилев Л. Н. История народа хунну. - Кн. 2. - М.: ДИ-ДИК, 1998. - С.449.

48 Сокровенное сказание… - С. 45 - 46.

49 Там же. - С. 77 - 78.

50 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 51.

51 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 98, 134.

52 Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. - М.: Наука, 1991. - С. 139.

53 Кореняко В. А. Искусство древних кочевников… - С. 448.

54 Добжанский В. Н. Наборные пояса… - С. 67, 68.

55 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. - СПб.: Фари, 1994. - С. 11.

56 Добжанский В. Н. Наборные пояса… - С. 76.

57 Шаханова Н. Ж. Половозрастная стратификация традиционного общества казахов (конец XIX - начало XX вв.) // Этносы и этнические процессы. Памяти Р. Ф. Итса. - М.: Московская литература, 1993. - С.143.

58 Урманчеев Ф. По следам белого волка // Советская тюркология. - 1978. - № 6. - С. 18.

59 Плотников Ю. А., Батсайхан З. Сабля с Гобийского Алтая // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 212 - 214.

60 Медведев В. Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия. Чжурчжэньская эпоха. - Новосибирск: Наука, 1986. - С. 162.

61 Плетнева С. А. Хазары - М.: Наука,1986. - С.25.

62 Плетнева С. А. От кочевий к городам. - М.: Наука, 1967. - С. 150, 174.

63 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. 1. - С. 221, 229.

64 Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. - М.: Восточная литература, 1995. - С. 381 - 382.

65 Widengren G. Hochgottglaube im alten Iran. - Uppsala - Leipzig, 1938, - S. 343.

66 Терентьев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. - М.: Восточная литература, 1993. - С. 118.

67 Мартынов А. И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 14.

68 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 124; Галданова Г. Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1981. - С. 58, 66.

69 Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - С. 729.

70 Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. - М.: Наука, 1972. - С. 206.

71 Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1980. - С. 259, 266 - 269.

72 Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 48.

73 Хомич Л. В. Представление ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - С. 25 - 26.

74 Черкасов А. А. Записки охотника Восточной Сибири. - Чита: Читинское кн. изд-во, 1958. - С. 99.

75 Соколова З. П. Культ животных в религиях. - М.: Наука, 1972. - С. 44, 56 - 57.

76 Кондаков И. Я. Разные материалы. Коневодство. 1958. - Отдел письменных памятников Востока БИОН СО РАН, общий фонд, инв. № 2876. - Л. 5 - 7.

77 Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. - Тбилиси: Изд-во Тбилисского госуниверситета, 1984. - Т. 2. - С. 486 - 487.

78 Потапов Л. П. Волк в старинных народных поверьях и приметах узбеков // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. - 1958. - Вып. 30. - С. 142.

79 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 124 - 125.

80 Золоторев А. М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. - Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. - С. 8 - 9.

81 Потапов Л. П. Волк в старинных… - С. 142.

82 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XlX - нач. XX в. - Новосибирск: Наука, 1975. - С. 52.

83 Хангалов М. Н. Волки / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 3. - С. 25.

84 Бардаханова С. С. Бурятские сказки о животных. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. - С. 34, 81 - 82.

85 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. - СПб., 1883. - Вып. 4. - С. 732.

86 Дугаров Б.С. К вопросу о происхождении слова чингис // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. - С. 104.

87 Хангалов М. Н., Агапитов Н. Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. 1. - С. 322.

88 Там же. - С. 322.

89 Короглы Х. Мифы, легенды и предания народов Сибири // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, 1986. - С. 93.

90 Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - С. 25.

91 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии… - С. 732.

92 Хороших П. П. Из шаманских воззрений иркутских бурят // Этнографический сборник. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. - Вып. 5. - С. 253 - 254; Баторов П. П., Хороших П. П. Материалы по народному скотолечению иркутских бурят. - Иркутск: Изд. ВСОРГО, 1926. - С.12.

93 Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социаль­ные функции. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 78.

94 Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. - М.: Наука, 1991. - С. 159

95 Дугаров Б. С. К вопросу о происхождении слова чингис… - С. 104.

96 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов… - С. 45; Потапов Л. П. Волк в старинных… - С. 138, 142.

97 Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях. - М.: Наука, 1969. - С. 161.

98 Там же. - С. 161.

99 Буддийская живопись Бурятии. - Улан-Удэ: Нютаг, 1995. - С.166 - 173.

100 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии… - С.132.

101 Булатов А. О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - нач. XX в. - Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1990. - С. 31.

102 Хангалов М. Н. Поверья и приметы: Волк / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 3. - С. 69.

103 Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. - М.: Наука, 1978. - С. 99.

104 Алексеев Н. А. Ранние формы религии… - С. 102.

105 Липец Р. С. "Лицо волка благословенно..." (Стадиальные изменения образа волка в тюрко-монгольском эпосе и генеалогических ска­заниях) // Советская этнография. - 1981. - № 1. - С. 132.

106 Плетнева С. А. От кочевий к городам… - С. 172.

107 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 132.

108 Тыдыкова Н. Н., Кудачина А. К вопросу об образе волка в тюркоязычных легендах и сказаниях, а также в алтайском фольклоре // Алтай и тюрко-монгольский мир. - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского института гуманитарных исследований, 1995. - С. 29.

109 Соколова З. П. Культ животных… - С. 115.

110 Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. - С. 80.

111 Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - С. 302.

112 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 132.

113 «Чжу-дши». Памятник средневековой тибетской культуры / Пер. Д. Б. Дашиева. - Новосибирск: Наука, 1988. - С. 84, 110, 111, 261, 263.

114 Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Волк в искусстве и верованиях… - С. 111.

115 Кон Ф. Я. Предварительный отчёт по экспедиции в Урянхайскую землю // Известия ВСОРГО. - Т. 34. - № 1. - Иркутск, 1904. - С. 37.

116 Черкасов А. А. Записки охотника… - С. 100.

117 Аргынбаев Х. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством // Хозяйственно-культурные традиции Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1975. - С. 201 - 203.

118 Алексеев Н. А. Ранние формы религии… - С. 51 - 52.

119 Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма. - Новосибирск: Наука, 1980. - С. 74.

120 Абаев В.И. Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нартов и римлян // Памяти академика Н. Я. Марра. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938 - С. 329.

121 Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 36.

122 Ринчен Б. Из переписки с Л. Н. Гумилевым // «Арабески» истории. - Вып. 2. Пустыня Тартари. - М.: ДИ-ДИК, 1995. - С. 275 - 276; Санжина Д. Д. Характеристика личных имён персонажей бурятских исторических романов // Исследования по ономастике Прибайкалья. - Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1990. - С. 76; Басаева К. Д. Семья и брак… - С. 78.

123 Галданова Г. Р. Почитание животных… - С. 68.

124 Алексеев Н. А. Ранние формы религии… - С. 102.

125 Иохельсон В. И. Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе. - СПб., 1898. - С. 96.

126 Попов Н. Пища тунгусов. - Иркутск: Изд. ВСОРГО, 1926. - С. 20.

127 Петри Б. Э. Промыслы карагас. - Иркутск, 1928. - С. 22 - 23; Он же. Охота и оленеводство у тутурских тунгусов в связи с организацией охотохозяйства. - Иркутск, 1930. - С. 50 - 51.

128 Мазин А. И. Традиционные верования и обряды… - С. 48.

129 Соколова З. П. Культ животных… - С. 52, 57.

130 Галданова Г. Р. Почитание животных… - С. 58 - 59.

131 Хангалов М. Н. Поверья и приметы… - С. 69.

132 Там же. - С. 69; Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят…- С. 123 - 126.

133 Галданова Г. Р. Доламаистские верования … - С. 36.

134 Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические… - С. 99.

135 Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - С. 22.

136 Там же. - С. 94, 418.

137 Там же. - С.267, 420.

138 Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. - М.: Наука, 1989. - С. 274.

139 Мэнэс Г. О соотношении одного погребального обряда хунну и дунху в свете археологических и этнографических данных // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 44.

140 Галданова Г. Р. Доламаистские верования… - С. 36.

141 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 130 - 131.

142 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа. - М.: Наука, 1993. - С. 213.

143 Алексеев Н. А. Ранние формы религии… - С. 102.

144 Балдаев С. П. «Спустившиеся» камни Иркутской области / Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - С. 199.

145 Ламаизм в Бурятии XVIII - начале XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. и др. - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 161.

146 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 132.

147 Аюпов Р. Догони девушку // Памятники отечества. - 1997. - № 2. - С. 48.

148 Хангалов М. Н. Зэгэтэ-Аба - облава на зверей у древних бурят / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. 1. - С. 23.

149 Кузьмина Е. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. - Новосибирск: Наука, 1980. - С. 26.

150 Хангалов М. Н. Детские игры / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 3. - С. 370 - 371.

151 Абаев В. И. «Шаман сильнее воина» // Историко-этнографические исследования по фольклору. - М.: Восточная литература РАН, 1994. - С. 11 - 12.

152 Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм… - С. 109.

153 Балдаев С. П. О расселении бурятских племён и родов / Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - С. 99 - 100.

154 Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. - Л.: Наука, 1971. - С. 7 - 8.

155 Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. - Киев: София, 1998. - С. 109.

156 Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. - С. 103 - 104.

157 Дьяконова В. П. Цам у тувинцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. - Л.: Наука, 1971. - С. 120.

158 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 127.

159 Арутюнян С. Б. Мардагайл // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 337.

160 Элиаде М. Шаманизм… - С. 78 - 79.

161 Хангалов М. Н. Новые материалы о шаманстве / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 1. - С. 476.

162 Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных… - С. 80 - 81.

163 Он же. Ийэ кыл // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 236.

164 Хангалов М. Н. Духи-людоеды у бурят / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 3. - С. 204 - 205.

165 Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных… - С. 58.

166 Там же. - С. 92.

167 Там же. - С. 86.

168 Мазин А. И. Традиционные верования и обряды… - С. 78.

169 Соколова З. П. Культ животных… - С. 93.

170 Новик Е. С. Аями // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 84.

171 Зеленин Д. К. Культ онгонов… - С. 390.

172 Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX - начало XX в. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 69.

173 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 128.

174 Ольденбург С. Образа тибетского письма // Материалы по этнографии России. - СПб., 1914. - Т. 2. - С. 134.

175 Потанин Г. Н. Письма. В 5-ти томах. - Т. 4. - Иркутск: Изд-во. Иркутского университета, 1990. - С. 148.

176 Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных… - С. 148.

177 Мазин А. И. Традиционные верования и обряды … - С. 69, 115.

178 Петри Б. Э. Народное искусство в Сибири. - Иркутск: Сиб. госиздат, 1923. - С. 12, 17.

179 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 131.

180 Клемец Д. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Шаманские поверия инородцев Восточной Сибири. - Иркутск, 1890. - С. 25-35.

181 Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных… - С. 168.

182 Бардаханова С. С. Бурятские сказки… - С. 37, 81 - 82, 113 - 114.

183 Зайцева И. В., Интигринова Т. П., Протопопова И. В. Экологические традиции народов Севера Баргузинской долины. - Улан-Удэ: БЭЛИГ, 1999. - С. 22.

184 Добжанский В. Н. Наборные пояса… - С. 75.

185 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 129.

186 Поэзия древних тюрков VI - ХII веков. Стихотворная реконструкция и научный перевод И. В. Стеблевой. Художественный перевод А. В. Преловского. - М.: Раритет, 1993. - С. 41 - 42.

187 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967. - С. 23.

188 Бичурин Н. Я. Собрание сведений… - Т. 1. - С. 237.

189 Сокровенное сказание монголов… - С. 88.

190 Там же. - С. 106.

191 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 129.

192 Урманчеев Ф. По следам белого волка… - С. 12.

193 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? / Гордлевский В. А. Избранные произведения. - М.: Восточная литература,1961. - Т. 2. - С. 496.

194 Поэзия древних тюрков... - С. 121.

195 Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. - СПб.: МАЭ РАН, 1996. - С. 13.

196 Каратеев М. Д. Волк - оборотень // «Арабески» истории. Русский взгляд. - М.: ДИ-ДИК, 1994. - Кн. 1. - С. 74.

197 Плетнева С. А. От кочевий к городам... - С. 172 - 174.

198 Короглы Х. Г. Мифы, легенды… - С. 92.

199 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии… - С. 71.

200 Плетнева С. А. От кочевий к городам…- С. 174.

201 Тулохонов М. И. Бурятские исторические песни. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. - С. 137 - 169; Хорлоо П. К вопросу эволюции этнических песен монголов // Актуальные проблемы современного монголоведения. - Улан-Батор: Госиздат, 1987. - С. 156 - 160.

202 Гумилев Л. Н. Древние тюрки… - С. 463 - 469.

203 Дугаров Б. С. К вопросу о происхождении слова чингис… - С. 101 - 106.

204 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 129.

205 Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск: Национальное кн. изд-во, 1992. - Т. 1. - Кн. 2. - С. 88.

206 Там же. - С. 87.

207 Кобланды-батыр. Казахский народный эпос // Героический эпос народов СССР. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 2. - С. 145.

208 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 130.

209 Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - С. 105, 114, 139 и др.

210 Алпамыш. - Л.: Советский писатель, 1982. - С. 195.

211 Липец Р.С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 130.

212 Поэзия древних тюрков… - С. 116.

213 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 127.

214 Албынжи. Хакасский эпос // Героический эпос народов СССР. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 1. - С. 523.

215 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 127.

216 Абай Гэсэр-Хубун. Эпопея. (Эхирит-булагатский вариант) / Пер. М. П. Хомонова. - Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1961. - Ч. 1. - С. 162.

217 Хомонов М. П. Бурятский героический эпос "Гэсэр". - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. - С. 99 - 100; Он же. Образцы общемонгольского фольклора в «Сокровенном сказании монголов» // Тайная история монголов. Источниковедение, филология, история. - Новосибирск: Наука, 1996. - С.123 -125.

218 Сокровенное сказание монголов… - С.106.

219 Албынжи… - С. 499.

220 Короглы Х. Г. Мифы, легенды… - С. 92.

221 Поппе Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - С. 87 - 89.

222 Кобланды-батыр… - С. 167 - 168.

223 Бурятский героический эпос. Аламжи-Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 177.

224 Албынжи… - С. 513.

225 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 498.

226 Плетнева С. А. Половцы. - М.: Наука, 1990. - С. 138.

227 Пропп В. Я. Русский героический эпос. - Л.: ЛГУ, 1955. - С. 69.

228 Сага о Волсунгах. - М.; Л.: Academia, 1934. - С. 114 - 116.

229 Поэзия древних тюрков… - С. 31.

230 Добжанский В. Н. Наборные пояса… - С. 76.

231 Худяков Ю. С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1986. - С. 165 - 166.

232 Гумилев Л. Н. Три исчезнувших народа / Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: Экопрос, 1993. - С. 344.

233 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 128.

234 Maнac: Эпизоды из киргизского народного эпоса. - М.: ГИХЛ, 1960. - С. 230.

235 Там же. - С. 81 - 82.

236 Абай Гэсэр-хубун… - С. 61.

237 Поэзия вагантов. - М.: Наука, 1975. - С. 89.

238 Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. - С. 13.

239 Гомбоин Д. Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. - Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1989. - С. 40.

240 Липец Р. С. Образы батыра и его коня… - С. 16 - 17.

241 Манас… - С. 56 - 57.

242 Сорок девушек: Каракалпакская народная поэма. - М.: Гослитиздат, 1956. - С. 254.

243 Манас… - С. 197.

244 Рамстедт Ю. Г. О монгольских былинах // Труды ТКОПОИРГО. - Т. 3. - Иркутск, 1902. - С. 48.

245 Маадай-Кара. - Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1979. - С. 25.

246 Там же. - С. 62.

247 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 131.

248 Маадай-Кара… - С. 67.

249 Урманчеев Ф. По следам белого волка… - С. 12 - 13.

250 Горохов Н. Юрунг-Уалан. Якутская сказка // Известия ВСОРГО. - Т. 15. - № 5 - 6. - Иркутск, 1885. - С. 47.

251 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С.84.

252 Гунгаров В. Ш. Легенды и предания бурят проживающих в МНР // Исследование по исторической этнографии монгольских народов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. - С. 140 - 141.

253 Липец Р.С. «Лицо волка благословенно…»… - С. 124.

254 Короглы Х. Г. Огузский героический эпос. - М.: Наука, 1976. - С. 76 - 77.

255 Бикбулатов Н. В. Башкиры… - С. 26.

256 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 495.

257 Урманчеев Ф. По следам Белого волка... - С. 16.

258 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии... - С. 47.

259 Поэзия древних тюрков... - С. 75.

260 Там же. - С. 72.

261 Акишев А. К. Искусство и мифология саков. - Алма-Ата: Наука, 1984. - С. 47-50.

262 Там же. - С. 48.

263 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 34.

264 Поэзия древних тюрков... - С. 112 - 113.

265 Там же. - С. 119.

266 Гусева Л. Н. Тигр в искусстве чжурчженей Приморья // Материалы по средневековой археологии и истории Дальнего Востока СССР. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. - С. 168.

267 Там же. - С.168.

268 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии…- С. 866.

269 Там же. - С. 866.

270 Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. - М.: Наука, 1981. - С. 151 - 152.

271 Там же. - С. 105.

272 Лотман Ю. М. Символ системы культур / Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3-х томах. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 192.

Глава 2

1 Ксенофонтов Г. В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М.: Наука, 1977. - С. 115.

2 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. - СПб.: Фари, 1994. - С. 70.

3 Ксенофонтов Г. В. Эллэйада… - С. 115.

4 Поэзия древних тюрков VI - ХII веков. Стихотворная реконструкция и научный перевод И. В. Стеблевой. Художественный перевод А. В. Преловского. - М.: Раритет, 1993. - С. 36.

5 Там же. - С. 95.

6 Сокровенное сказание монголов / Пер. С. А. Козина. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. - С.15 - 16.

7 Снесарев Г. П. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней Азии. - М.: Наука, 1964. - С. 6.

8 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 108.

9 Снесарев Г. П. О реликтах мужских… - С. 5.

10 Ксенофонтов Г. В. Эллэйада… - С. 115.

11 Снесарев Г. П. О реликтах мужских… - С. 1.

12 Рахимов Р. Р. «Мужские дома» в традиционной культуре таджиков. - Л.: Наука, 1990. - 157 с.

13 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 104 - 105.

14 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. 1. - С. 79.

15 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты у северных бурят / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. 1. - С. 55.

16 Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - С. 141.

17 Там же. - С. 158.

18 Абай Гэсэр-Хубун. Эпопея. (Эхирит-булагатский вариант) / Пер. М. П. Хомонова. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - Ч. 1. - С. 161 - 163.

19 Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. - С. 54.

20 Там же. - С. 54.

21 Басилов В. Н. Aлпaмыш // Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 1. - С. 62.

22 Абаев В. И. «Шаман сильнее воина» // Историко-этнографические исследования по фольклору. - М.: Восточная литература, 1994. - С. 11 - 12.

23 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 92.

24 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 65.

25 Хангалов М. Н. Таинственные силы шаманов и шаманок / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959. - Т. 2. - С.186.

26 Балдаев С. П. Материалы к изучению родовых и племенных отношений у бурят / Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - С. 89-90.

27 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 102 .

28 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 78.

29 Д’Оссон К. История монголов. От Чингиз-хана до Тамерлана. - Иркутск: ОГИЗ Восточносибирское обл. изд-во. 1937. - Т. 1. - С.38.

30 Худяков Ю. С. Вооружение Центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 165.

31 Там же. - С.158, 165.

32 Сокровенное сказание… - С. 73.

33 Балдаев С. П. Несколько замечаний о Зэгэтэ-Аба / Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - С. 149 - 150.

34 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят… - С. 91.

35 Сокровенное сказание… - С. 117.

36 Хангалов М. Н. Таинственные силы… - С. 190.

37 Wikander S. Der Arische Mannerbund. - Diss. Lund, 1938. - S. 65-66.

38 Иванчик А. И. Воины-псы: мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография. - 1988. - № 5. - С. 41.

39 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.: Прогресс, 1987. - С. 113.

40 Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. - М.: Центр «Здоровье народа», 1992. - Ч. 1. - С. 21.

41 Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. - СПб.: МАИ РАН, 1996. - С. 163 - 164.

42 Иванчик А. И. Воины-псы... - С. 41.

43 Иванов В. В. Сходные черты в культе волка на Кавказе, в древней Малой Азии и на Балканах // Кавказ и Средиземноморье. - Тбилиси: Тбилисский госуниверситет, 1980. - С. 61.

44 Сокровенное сказание… - С. 103.

45 Там же. - С. 112.

46 Там же. - С. 84.

47 Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л.: Изд-во АН СССР, 1934. - С. 80.

48 Сокровенное сказание… - С. 45.

49 Липец Р. С. Образы батыра… - С. 18.

50 Кардини Ф. Истоки… - С. 108 - 125; Иванов В. В. Волк // Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 1. - С. 242.

51 Будаев Ц. Б. Загадки монгольских народов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. - С. 40.

52 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 56 - 57.

53 Жуковская Р. Л. Бурятская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. - M.: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 1. - C. 197.

54 Хангалов М. Н., Агапитов Н. Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. 1. - С. 300.

55 Поппе Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. - М.: Изд-во АН СССР, 1937. - С. 67 - 68.

56 Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. - М.: Наука, 1991. - С. 209 - 212.

57 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX в. - Новосибирск: Наука, 1975. - С. 99.

58 Ксенофонтов Г. В. Эллэйада… - С. 237.

59 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные… - С. 99.

60 Ксенофонтов Г. В. Эллэйада… - С. 145.

61 Алексеев Н. А. Традиционные религиозные... - С. 99.

62 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах… Т. 1. - С. 46 - 48.

63 Поппе Н. Н. Халха-монгольский… - С. 20 - 21.

64 Сокровенное сказание… - С. 37 - 38.

65 Кобланды-батыр. Казахский народный эпос // Героический эпос наро­дов СССР. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 2. - С. 145.

66 Ломакина И. Голова Джа-ламы. - Улан-Удэ - СПб.: Агентство ЭкоАрт, 1993. - С. 74 - 76.

67 Соловьев А. И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 117.

68 Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 182.

69 Хангалов М. Н., Клеменц Д. А. Общественные охоты… - С. 64.

70 Кыдырбаева Р. 3. Генезис эпоса «Манас». - Фрунзе: Илим, 1980. - С. 31.

71 Кобланды-батыр… - С. 143.

72 Кореняко В. А. Искусство древних кочевников - пролог и эпилог // Гумилев Л. Н. История народа хунну. - Кн. 2. - М.: ДИ-ДИК, 1998. - С. 450.

73 Соловьев А. И. Военное дело… - С. 110.

74 Олонхо. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский народный эпос // Героический эпос наро­дов СССР. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 1. - С. 375.

75 Там же. - С. 380.

76 Сорок девушек. Каракалпакская народная поэма. - М.: Гослитиздат, 1956. - С. 226 - 227.

77 Балджанов П. Б. Altan Tobci. Монгольская летопись XVIII века. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - С. 153.

78 Балдаев С. П. Материалы к изучению… - С. 81 - 82.

79 Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. - М.: Восточная литература, 1997. - С. 67 - 68.

80 Иванов В. В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 1. - С. 528.

81 Урманчеев Ф. По следам Белого Волка // Советская Тюркология. - 1978. - № 6. - С. 12 - 23.

82 См.: Тыдыкова Н. Н., Кудачина А. К вопросу об образе волка в тюркоязычных легендах и сказаниях, а также в алтайском фольклоре // Алтай и тюрко-монгольский мир. - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского института гуманитарных исследований, 1995. - С. 27 и др.

83 Коновалов П. Б. К истокам этнической истории тюрков и монголов // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 5 - 29.

84 Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С. 96.

85 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? / Гордлевский В. А. Избранные произведения. - М.: Восточная литература, 1961. - Т. 2. - С. 469.

86 Березин И. Н. Сборник летописей. История монголов. История Чингисхана до вошествия его на престол. Сочинения Рашид-Эддина. Русский перевод с предисловием и примечаниями И. Н. Березина // Труды Восточного отделения Русского Археологического общества. - 1868. - Т. XIII. - С. 149.

87 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 494.

88 Коновалов П. Б. К истокам этнической истории… - С. 14.

89 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 496 - 497.

90 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. 2. - С. 155.

91 Зуев Ю. А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков: Автореф. дис. канд. истор. наук. - Алма-Ата: АН КазССР, 1967. - С. 11 - 12.

92 Бичурин Н. Я. Собрание сведений... - Т. 1. - С. 214 - 215.

93 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Наука,1967. - С. 81.

94 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах… - Т. 1. - С. 221 - 222.

95 Гумилев Л. Н. Древние тюрки… - С. 22.

96 Липец Р.С. «Лицо волка благословенно...» // Советская этнография. - 1981 - № 1. - С.121 - 122.

97 Гумилев Л. Н. Древние тюрки… - С. 23.

98 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии… - С. 13.

99 Там же. - С.13.

100 Шервашидзе И. Н. К этимологии тюрк. Ашина // Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке. 3-я Всесоюзная конф. востоковедов. - М.: Наука, 1988. -Т. 1. - С. 142 - 143.

101 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии… - С. 14.

102 Haussig H. W. Byzantinische Quellen uber Mittelasien in ihrer historischen Aussage // Prolegomena to the sources on the history of pre-islamic Central Asia. - Budapest. 1979.

103 Beckwith Ch. J. The Tibetan empire in Central Asia. - Princeton, 1987.

104 Кляшторный С. Г., Лившиц В. А. Согдийская надпись из Бугута // Страны и народы Востока. - М.: Наука,1971. - Т. 10. - С. 123.

105 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии… - С. 239 - 340.

106 Плетнева С. А. Хазары. - М.: Наука, 1986. - С. 21.

107 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе // Гумилев Л. Н. Сочинения. Открытие Хазарии. - М.: ДИ-ДИК, 1996. - С. 405 - 406.

108 Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии / Гумилев Л. Н. Сочинения. - М.: ДИ-ДИК, 1996. - С. 96.

109 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии… - С. 56.

110 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно...»… - С. 122.

111 Короглы Х. Г. Огузский героический эпос. - М.: Наука, 1976. - С. 38.

112 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно...»… - С. 122.

113 Короглы Х. Г. Огузский героический эпос… - С. 102.

114 Плетнева С. А. Половцы - М.: Наука, 1990. - С. 65.

115 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно...»… - С. 128.

116 Плетнева С. А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X - XIII вв. - М.: Наука, 1975. - С. 270.

117 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 487.

118 Сокровенное сказание… - С. 12.

119 Банзаров Д. О происхождении имени «монгол» / Банзаров Д. Собрание сочинений. - М.: Изд-во АН СССР,1955. - С. 168.

120 Сокровенное сказание… - С. 13 - 14.

121 Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990. - С. 15 - 16.

122 Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории… - С. 106.

123 Ринчен Б. Из переписки с Л. Н. Гумилевым // «Арабески» истории. - Вып. 2. Пустыня Тартари. - М.: ДИ-ДИК, 1995. - С. 275.

124 Урманчеев Ф. По следам Белого Волка… - С. 18; Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 494.

125 Урманчеев Ф. По следам Белого Волка… - С. 18.

126 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. - СПб., 1883. - Вып.4. - С. 866.

127 Хангалов М. Н. Чингис-хан / Хангалов М. Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - Т. 3. - С. 90 - 91.

128 Автобиография Тимура: Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире. -- М.: ACADEMIA, 1934. - С. 250.

129 Там же. - С. 255.

130 Короглы Х. Г. Огузский героический эпос… - С. 76.

131 Липец Р.С. «Лицо волка благословенно...»… - С. 123.

132 Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. - Алма-Ата: Казахстан, 1966. - С. 165.

133 Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызтан,1990. - С. 302.

134 Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманов М. С. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 27 - 28.

135 Урманчеев Ф. По следам Белого Волка… - С. 18; Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 494.

136 Цыдендамбаев Ц. Б. Периоды истории бурят по данным пережитков тотемных культов // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». - Новосибирск: Наука, 1969. - Вып. 1. - С. 174 - 175.

137 Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - Т. 1. - С. 201.

138 Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. - Новосибирск: Наука, 1980. - С.74.

139 Балдаев С. П. Легенды и родовые предания кударинских и кабанских бурят / Балдаев С. П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. - С. 146.

140 Балдаев С. П. Материалы к изучению… - С. 101.

141 Штаерман Е. М. Ромул // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 460 - 461.

142 Харрис Д. Римские легионеры в Китае (к постановке вопроса) // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 227.

143 Абаев В. И. Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нартов и римлян // Памяти академика Н. Я. Марра. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - С. 318.

144 Сахаров П. Д. Собачий хвост - персонаж ведийского ритуального текста: факты и догадки // Кунсткамера. Этнографические тетради. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. - Вып. 5 - 6. - С. 240 - 241.

145 Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - С. 7 - 9.

146 Липец Р. С. «Лицо волка благословенно...» - С. 128.

147 Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»?… - С. 495.

148 Барадин Б. Б. Бурят-монголы // Бурятиеведение. - 1927. - № 3 - 4. - С. 45.

149 Бертагаев Т. А. Об этнонимах бурят и курикан // Этнонимы. - М.: Наука, 1970. - С. 130 - 132.

150 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные: Историко-лингвистическое исследование. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. - С. 277 - 278.

151 Там же. - С. 277 - 278.

152 Егунов Н. П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. - Ч. 1. - С. 103.

153 Дугаров Д. С. О происхождении этнонима «бурят» // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. - Т. 1. Филология. - Новосибирск: Наука, 1995. - С. 94 - 96.

154 История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1954. - Т. 1. - С. 91.

155 Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 95.

Автор:  М. А. Харитонов

К списку статей