Первая > Статьи > Монографии > В. Ю. Мясников - Военное дело кочевников Байкальского региона и прилегающих территорий в период средневековья > Глава 2. Эпоха раннего средневековья

Жужане

К списку статей

О военном деле народа сменившего на исторической арене сяньби, жужан известно еще меньше. Осложняется ситуация и тем, что археологические памятники жужан пока не найдены. Как этническая группа жужани известны с III в. н.э., в середине IV в. появилось государственное объединение, которое получило название Жужань. Основоположником его можно считать человека по имени Югюлюй. Его приемник Гюйлухой установил дипломатические отношения с тобасскими ханами и стал выплачивать им дань. В 391 г. после войны с Тоба-Вэй, жужани отступили в Гоби, а затем, покорив племена, обитавшие к северу от нее, сами переселились туда. Каган Шелунь, при котором жужани особенно усилились, ввел «военные законы, по которым 1000 человек составляли отряд, во главе отряда ставился начальник, а 100 человек составляли знамя, во главе знамени ставился вождь. Тому, кто первым врывался в ряды противника, жаловались пленные и захваченная добыча...», трусов побивали палками. Сам Шелунь принял титул «Цюдоуфа кэхань» - «правящий и приведший к расширению император». Каганат был разделен на два крыла – западное и восточное, во главе каждого крыла был поставлен селиф. Считается, что титул каган, который использовали практически все последующие кочевые образования, произошел от «кэхань» - император.

История жужаньского каганата – это чреда войн с китайскими царствами и покоренными племенами. Войны приносили огромный доход в виде захваченной добычи и дани. Но эти же войны вели к ослаблению державы. Соседние народы были озлоблены на жужаней за постоянные набеги, покоренные племена поднимали восстания, китайцы совершали ответные походы в степь. Подрывали силу жужан и внутренние междоусобицы. Конец Жужаньскому каганату был положен в 552 г. Алтайские племена тугю и теле подняли очередное восстание и разгромили жужан, предводитель которых каган Анахуань покончил жизнь самоубийством, а его сын Яньлочен бежал к своим союзникам в китайское государство Бэй-Цы. Оставшись без скота, и не имея привычки трудиться на земле, жужани принялись грабить местное население, в ответ на это в 554 г. китайские правительственные войска разбили их, а в следующем году изгнали обратно в степь, где жужане были разгромлены тюрками и киданями. Оставшиеся жужани большей частью вошли в состав новой державы - Тюркского каганата. Остальные в количестве 30 тыс. шатров, не желая подчиняться, ушли из Центральной Азии на запад, где стали известны под именем аваров. Авары расселились на территории Паннонии, и совершали постоянные набеги на соседние народы. Византийцы чтобы не держать огромные гарнизоны на границе платили им дань. В 795 г. франки под предводительством сына Карла Великого - Пипина Короткого оттеснили авар к их столице г. Рингу и взяли его штурмом. В следующем году франкам приходится организовывать еще одну кампанию, чтобы покончить с этим воинственным племенем. В 796 г. столица авар была стерта с лица земли. Тем не менее, они продолжили борьбу и были подчинены только в 805 г., после чего аварский каган принял крещение.

В работах посвященных военному делу приводятся выдержки из источников, где говорится об оружии и доспехах жужан. Имеется сообщение, что император сяньбийской по происхождению династии Северная Вэй в 520 г. подарил жужаньскому царевичу Анахуаню в числе прочих предметов шесть пар лат для воина и лошади, шесть щитов, покрытых красным лаком и мечи к ним, шесть щитов, покрытых черным лаком и мечи к ним.

Византийский император Маврикий советовал вооружить свою тяжелую конницу аварским оружием, по его сообщению авары имели «... брони с плечевыми ремнями, и наножники, доходящие до пят... шлемы с небольшими султанами наверху... круглые ожерелья...», у начальников и отборных воинов грудь и шея лошади была защищена броней из железа или «лоскутьев» (кожаных полос?). Наступательное вооружение состояло из мечей, луков, длинных копий, в бою некоторые воины имели по два копья, их носили за плечами, а луки в руках», в бою действовали тем или другим, смотря по обстоятельствам. Маврикий подчеркивает, что авары «могут с коня стрелять из луков». О боевом построении сообщается следующее: «Глубина боевого порядка неопределенная и делается смотря по обстоятельствам; о соблюдении ее, а так же о равнении по фронту и сомкнутости заботятся более всего».

Автор:  В. Ю. Мясников

К списку статей